Маршрут первый — памятные места Тарусы
3,9 км (велосипедный, пешеходный)
Начните прогулку с территории дома отдыха «Серебряный век». Здесь, на крутом берегу Оки, стояла земская двухэтажная Дача «Песочное». На ее фундаменте сейчас расположена смотровая площадка и павильон. Рядом восстановленное здание советского периода с колоннами - дом Литераторов. Обязательно зайдите внутрь. Здесь находится школа известного художника мозаичиста Марко Бравуро. На площадке, обращенной к Оке, расположена одна из его работ "Золотая река". В доме Литераторов проходят многочисленные встречи с известными людьми, выступления, театральные постановки. Здесь можно попасть на концерт Камерного оркестра Тарусы, на литературный вечер... Словом, увидеть настоящую культурную жизнь Тарусы.
- Спускаемся по лестнице или дороге вниз к Оке и поворачиваем налево, идем по тропе 420 м и впереди видим родничок. Рядом с ним — молодое «древо желаний» (черемуха с привязанными к ее ветвям разнообразными ленточками, тряпочками). Старое "древо желаний" погибло примерно пять лет тому назад. Перед родничком от нашей тропинки ответвится налево узенькая дорожка круто в горку. Поднявшись наверх, попадем на Мусатовский косогор. Здесь увидите скульптурное надгробие «Уснувший мальчик».
- Вернемся с горки вниз к уже знакомой тропинке и пройдем еще 50 метров, пока не увидим камень-кенотаф Марины Цветаевой из местного известняка.
- Двигаемся дальше 300 метров к Воскресенскому храму. Он виден издалека на возвышенности.
- От храма Воскресения Христова спустимся 260 метров вниз по асфальтированной дороге, называемой местными жителями «Серпантин». Таким образом, мы достигнем источника под Воскресенской горой, протекающего в Игумновом овраге.
- На горе можно увидеть дом с мезонином писателей Виноградова А. К. и Богданова Н. В. (улица Шмидта, дом 2). Дом отмечен двумя мемориальными досками. Рядом расположена детская библиотека им.Богданова Н.В. Продолжаем двигаться по «Серпантину» до асфальтированной шоссейной дороги. Не пересекая ее, поворачиваем направо, на улицу Луначарского. Идем по ней до тех пор, пока с левой стороны не появится универсам «Праздничный». Делаем поворот направо и оказываемся на улице Ленина. Следуя по ней прямо, выходим на главную площадь города (здесь можно заглянуть в магазин керамики "Ксюша" справа) и через 880 метров подходим к Собору Петра и Павла.
- Картинная галерея причудливо прикреплена к собору Петра и Павла.
- Двигаемся по улице Розы Люксембург до пересечения с Карла Либкнехта 200 метров. В начале пути, слева перед зданием автовокзала неприметный вход в магазин "Тарусский сувенир" ( ул. Ленина, 1А, на втором этаже). Здесь можно купить авторские работы тарусских мастеров. На пересечении улиц расположен Сад искусств. Слева по улице Карла Либкнехта видим двухэтажное здание красного кирпича (Карла Либкнехта, 15). Это художественное отделение тарусской Школы искусств. В рабочее время обязательно нужно зайти внутрь (вход со двора). Возвращаемся на площадь Ленина.
- Площадь и городской парк расположены в центре Тарусы и окружают Собор. Памятник Марине Цветаевой расположен в парке возле Оки в 100 метрах от собора. Напротив - памятник Белле Ахмадулиной. Пройдя далее 200 метров по парку, за кафе Ока видим установленный в 2012г. памятник Паустовскому.
- Вернуться к Дому отдыха «Серебряный век» можно по дорожке вдоль Оки мимо Цветаевского камня. Расстояние 1270 метров.
1. Дача «Песочное»
В конце XIX века Тарусское земство выстроило дачу на берегу Оки для сдачи в аренду москвичам. С 1892 по 1910 этот дом «в двух верстах от города» снимал Иван Владимирович Цветаев - профессор Московского университета, основатель и собиратель музея изобразительных искусств (ныне Пушкинского), выдающийся филолог, отец Марины Цветаевой. Вот как описывает дом Анастасия Ивановна Цветаева (сестра Марины Ивановны Цветаевой, писательница, мемуаристка) в книге «Воспоминания»: «Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне – калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево грядки, за ними – малина, смородина и крыжовник, за домом крокетная площадка… Полноценнее, счастливей детства, чем наше в Тарусе я не знаю и не могу вообразить». Сохранилась липовая аллея, высаженная Иваном Цветаевым и две ели из трех, посаженных им в честь своих дочерей. В 1941 году, вскоре после самоубийства Марины Цветаевой в далёкой Елабуге, стала сохнуть и опадать её ель в Тарусе. Эта мистическая история легла в основу рассказа Анастасии Цветаевой «Ёлка».В 2010 году на въезде в дом отдыха И. В. Цветаеву установлен бюст.
Стихи о Тарусе вошли в первую книгу М. Цветаевой «Вечерний альбом», в «Волшебном фонаре» они составляют цикл «Ока».
С марта по октябрь 1905 года на даче "Песочное" жил и работал В.Э. Борисов-Мусатов. За это время он написал свои лучшие картины: «Осенняя песнь», «Куст орешника», «Венки васильков», «Реквием». Картина «На балконе. Таруса» - вид с террасы дома Цветаевых на Оку.
Семья Вульфов поселилась на городской даче «Песочное» в 1914 году. Георгий Викторович Вульф (1863– 1925) – выдающийся русский ученый-кристаллограф. Лаборатория ученого была размещена в пристройке «Песочного», прозванной за уединенность «Эрмитажем». Его жена Вера Васильевна Вульф (1871–1923) – пианистка, художница, сестра супруги художника В. Д. Поленова.
Вульфы приняли активное участие в культурной жизни города. Их стараниями в Тарусе был создан Народный дом, постоянно устраивались концерты, выставки художников. На даче «Песочное» Вера Васильевна Вульф открыла музей Борисова-Мусатова и содержала его при своей жизни. «Вера Васильевна внесла с собой в Тарусу свет и теплоту искусства… Круглый год, во всякую погоду… тянулись к домику Веры Васильевны в субботу вечером вереницы тарусян слушать Баха, Бетховена, Скрябина, Медтнера, и в маленький домик набивалось человек до 70-ти». Только за 1921-1922 гг. ею было дано до 100 бесплатных концертов. Семья Вульфов неоднократно предпринимала попытки сохранить дачу «Песочное» в качестве музея Цветаевых и Борисова-Мусатова. Однако это им не удалось.
В 1932 году дом приобрело правление Госбанка и построило здравницу летнего типа - дом отдыха имени В. В. Куйбышева. На самой даче жил обслуживающий персонал. В 1960-х годах его переселили в новое здание. В 1937 году были выстроены два капитальных здания, а также жилой корпус и столовая. Именно с 1937 года здравница стала принимать отдыхающих круглый год. В 1946 году здравница перешла в ведение ЦК профсоюза финансовых работников. В 1952 году был построен ещё один спальный корпус, клуб-столовая с просторным и светлым обеденным залом и залом «для проведения культмассовой работы». (Ныне «Дом Литераторов» Тарусы). В середине 1960 годов дача «Песочное» была уничтожена. Там, где она располагалась, соорудили танцплощадку для отдыхающих дома отдыха имени В. В. Куйбышева. В парке установили скульптуры В.И. Ленину, М. Горькому, Н.В. Гоголю.
В настоящее время дом отдыха восстановлен, частично отстроен заново и переименован в «Серебряный век».
Макет дачи «Песочное» можно увидеть в музее семьи Цветаевых в Тарусе.
2. Уснувший мальчик
Здесь покоится талантливейший художник России Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905). На этом месте раньше было хлыстовское кладбище, которое не сохранилось.
В Тарусу В. Э. Борисова-Мусатова пригласил И. В. Цветаев (отец М. И. Цветаевой). Он жил на даче в "Песочном" в ожидании большого заказа и много писал в своей манере – «нежными, тающими красками». Картина «Осенняя песнь» - вид реки Оки с косогора, где мы находимся. Над Окой склонились две березы с пожелтевшими листьями. Вдали – луг и леса. По серому небу плывет длинный косяк журавлей. Кажется, что можно услышать их жалобное курлыканье.
Художнику очень нравился этот косогор, о чем хорошо знали его близкие.
Когда В. Э. Борисов-Мусатов 26 октября 1905 года внезапно умер после простуды, полученной на лодочной прогулке, его похоронили на любимом месте. Через несколько лет на могиле художника было установлено гранитное надгробие «Уснувший мальчик», выполненное его другом, скульптором А. Матвеевым. В высеченном из гранита мальчике автор символически изобразил Борисова-Мусатова – преждевременно покинувшего мир молодого гения. Среди тарусян живет поэтическая легенда о самопожертвовании. Будто бы художник, гуляя вдоль Оки, увидел тонущего в реке ребенка. Несмотря на болезнь он бросился в воду, спас тонущего, но сам смертельно заболел.
Тут же, на Мусатовском косогоре, вечным сном спят сестра художника и семья Вульфов.
3. Камень Марины Цветаевой
На стороне камня, обращенной к Оке, надпись: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Камень находится на одном из холмов, которыми Марина и Анастасия Цветаевы шли, следуя с дачи «Песочное» в дом Добротворских или Тьо. Неподалеку от этого места располагался удивительный сад, который разбили Кирилловны (так только отчеством называли хлыстовских женщин) и хлыстовское кладбище. Необходимо отметить, что в районе Тарусы существовала секта духовных христиан — хлыстов, или христоверов. Поэтому здесь были их захоронения. Хлысты собирались в Истомино (в нескольких километрах от Тарусы). К 1895 году эту секту ликвидировали («Тарусское хлыстовское дело» против христоверов проводилось с 1893 по 1895 годы).
Спустя много лет, будучи в эмиграции, поэтесса не раз вспомнит Тарусу, стремясь к ней всей душой. В 1934 году, в Париже, она напишет очерк «Хлыстовки» («Кирилловны»), в котором выразит желание найти последнее пристанище на крутом берегу реки Оки:
«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень:
«Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА».
Это завещание было исполнено. В 1962 году киевский студент-филолог и поклонник поэзии Цветаевой Семен Островский на свою стипендию установил первый камень неподалеку от этого места. Эта романтическая история подробно описана в рассказе К. Лейбовой "Две поездки к Марине Цветаевой". Нищий студент, движимый желанием исполнить волю Марины, в одиночку на перекладных добрался до Тарусы. Разыскал сестру Марины Анастасию Ивановну Цветаеву. Дочь Ариадна Сергеевна Эфрон в тот момент была в Москве - хлопотала об издании тома стихов М. Цветаевой. Анастасия Ивановна с радостью приняла идею установки камня. Сеня договорился с властями, директор тарусской каменоломни дал ему выбрать любой камень, отказавшись от денег. Сеня по простоте душевной полагал, что надпись на камне поможет сделать скульптор Бондаренко, который в тот период делал скульптуру Ленина для центральной площади Тарусы. Рабочие Бондаренко за традиционную русскую плату - бутылку - помогли вырезать надпись, бросив работу над вождем революции. Но Бондаренко позвонил Ариадне Сергеевне и сообщил, что в Тарусе действует скульптор - авантюрист. Ариадна, не разобравшись, потребовала "остановить безобразие", ведь из-за этого могли запретить издание сборника стихов Марины. После Сениного отъезда камень был разбит и вывезен в неизвестном направлении. Позже его нашла жительница Тарусы - из него сделаны ступени в ее дом.
И только 9 октября 1988 года на углу часовни,некогда стоявшей здесь, установили второй камень. Поэт Семен Островский живет в Нью-Йорке и пишет детские стихи. В первое воскресенье октября на территории "Серебряного века" проводится традиционный Цветаевский костер. Собираются известные и молодые поэты и читают стихи Цветаевой и свои.
4. Воскресенский храм
Храм возвышается на Воскресенской горе, которая отделена от города глубоким Игумновым оврагом. Адрес: улица Ефремова, дом 7. Это старейшее каменное архитектурное сооружение современной Тарусы. Храм Воскресения Христова возведен между 1628–1654 годами на месте мужского монастыря в честь святителя Петра, митрополита Московского. Двести лет назад здесь был найден камень с надписью: «Иеромонах Геннадий». Камень был перенесен в храм и положен в приделе св.Дмитрия Ростовского надписью вниз. Строительство храма было вызвано запустением обители и обветшанием ее деревянной церкви.
За период своего существования храм Воскресения Христова неоднократно перестраивался. В 1934 году его обезглавили и закрыли. После этого здесь располагались балетная труппа, зерносклад, пекарня, склад райпо. Реконструкция храма началась в 1989 году и в Рождественский Сочельник батюшка Леонид провел первую службу. Полностью он был восстановлен к 1998 году. Храм восстанавливали силами местных художников-дачников и архитекторов, живущих в Тарусе. Реставраторы сохранили декор XIX века. Внутри находятся росписи и иконы тарусских художников — Ирины Старженецкой, Евгения Утенкова, иконописцев Ирины и Марии Ватагиных.
Храм Воскресения Христова имеет три престола: главный — в честь Воскресения Христова, южный — в честь Боголюбской иконы Божией Матери, северный – в честь праведного Иоанна Кронштадского. Одна из особо почитаемых прихожанами икон — Боголюбская икона Божией Матери. Считается, что в 1848 году она избавила горожан от бедствий, связанных со свирепствующей вблизи Тарусы холерой. С этой иконой каждое лето на Петров день совершается крестный ход из Воскресенской церкви к Петро-Павловскому собору.
В храме Воскресения Христова отпевали мать Марины и Анастасии Цветаевых — М. А. Цветаеву.
Рядом с храмом было разбито обширное кладбище. Оно не уцелело. В память обо всех православных христианах, похороненных некогда на территории этого кладбища, на краю Воскресенской горы над обрывом установлен каменный резной крест работы скульптора А. Камелина. Отсюда открывается великолепный вид на долину реки Оки. Прекрасный пейзаж надолго приковывает к себе внимание.
В 2021 году в Тарусе в рамках проекта "Окна в прошлое" в Тарусе установили старинные деревянные рамы, через которые можно посмотреть на перспективу города. Объекты дополнены архивными фотографиями и текстами, рассказывающими историю местности. В Игумновом овраге расположено одно из этих окон, далее Вы будете встречать их по всему городу.
5. Игумнов овраг
Чудесный вид, открывающийся на овраг, Цветаевы называли «Тиролем» или «Тарусской Швейцарией».
Издавна вода бьющего из старинной штольни родника признается святой, целебной, отличается необыкновенным вкусом. Впрочем, она долгое время использовалась тарусянами и для удовлетворения хозяйственных нужд. Неподалеку от источника была оборудована «полоскалка» — небольшой бассейн, предназначавшийся для полоскания белья, куда стекает вода, пройдя через часовню, святой колодец и купель.
Рядом с источником находятся недавно построенные часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери и купальня.
Дом писателей А. К. Виноградова и Н. В. Богданова располагается над оврагом по соседству с Тарусской районной детская библиотекой имени Н. В. Богданова (белое кирпичное здание). Этот дом бревенчатый, серо-голубого цвета, с мезонином. Узнать его можно по зеленому забору, прилегающему к библиотеке. Здесь в разное время жили и работали А. К. Виноградов (1888–1946) и Н. В. Богданов (1906–1989). Дом отмечен двумя мемориальными досками. В нем бывали Марина и Анастасия Цветаевы, В. Д. Поленов, В. А. Ватагин, К. Г. Паустовский. Здание возведено в 1890 году отцом Анатолия Корнелиевича Виноградова. А. К. Виноградов был писателем, ученым, литературоведом, дипломатом-экспертом, переводчиком польской и французской литературы, организатором советского библиотечного дела, авиатором. Его перу принадлежат ставшие популярными в середине 1980-х годов романы «Черный консул», «Три цвета времени», «Осуждение Паганини», «Байрон», «Стендаль и его время». Наброски первых книг, многие записи Анатолий Корнелиевич сделал в Тарусе. Его связь с городом продолжалась до 1941 года.
В 1958 году этот дом приобрел у сестры А. К. Виноградова писатель, журналист, фронтовой корреспондент Н. В. Богданов. Отмечу, что приезжать в Тарусу для отдыха и работы писатель начал с 1948 года. Н. В. Богданов хорошо известен как автор книг «О смелых и умелых», «Первая девушка», «Пионерские повести», «Вечера на укомовских столах». В 1966 году вышел двухтомник писателя. Гонорар за сборник он отдал на постройку в Тарусе детской библиотеки, носящей сегодня его имя. Фасад ее недавно обновлен и оформлен скульптурной композицией из металла работы члена союза художников России А. Волкова.
6. Собор Петра и Павла
Высотным архитектурным сооружением Тарусы является собор святых апостолов Петра и Павла.
Каменный собор с колокольней построен в 1789 году на средства императрицы Екатерины II на месте пострадавшего от пожара в 1779 году деревянного Никольского собора. В 1790 году его освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Позднее были возведены два придела: во имя святителя и чудотворца Николая — в 1823 году, во имя Успения Божией Матери — в 1833 году.
В 1930-х годах купола Петропавловского собора и колокольня подверглись уничтожению, а древние иконы с мощами святых мучеников, старопечатные книги и другие реликвии погибли в гигантском костре. В здании собора разместился Дом пионеров.
К восстановлению собора святых апостолов Петра и Павла приступили в 2001 году. 12 июля 2005 года впервые после длительного молчания зазвонил самый большой колокол собора, отлитый на пожертвования жителей Тарусы и Тарусского района, собранные по подписным листам. На главном колоколе отлиты четыре иконы: Пресвятой Троицы; Божией Матери Донской- в память тарусской дружины, погибшей на поле Куликовом в 1380г., и всех тарусян, погибших в боях за Отечество; Святителя и чудотворца Николая; Св. Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Всего колоколов восемь. В 2009 году Петропавловский собор был полностью восстановлен.
7. Картинная галерея
Работает ежедневно, кроме понедельника и вторника с 10.00-18.00.
Картинная галерея была открыта 1963 году благодаря помощи К.Г. Паустовского. Основу экспозиции составила коллекция ученого Н.П. Ракицкого , а также картины, переданные из запасников Третьяковской галереи. В залах размещены постоянные экспозиции работ В.Д .Поленова, В.Э. Борисова-Мусатова, В.А. Ватагина и других известных художников. Ежегодно, летом, открывается традиционная выставка художников живущих в Тарусе «Москва-Таруса». Осенью- отчетные выставки пленэра «Мусатовская осень». Пленэр проходит на территории дома отдыха «Серебряный век».
8. Художественная школа и Сад искусств.
Сад искусств был построен в 2017 году по проекту архитектора Наринэ Тютчевой. Здесь можно увидеть выставку арт-объектов на открытом воздухе. Есть небольшая прогулочная зона, зона для занятий, лекций, концертов. Сад искусств примыкает к художественному отделению Тарусской Школы искусств. Здание из красного кирпича, построенное в 1870 году для земской больницы, в 2013 году силами мецената Исмаила Ахметова было полностью реконструировано и передано в безвозмездную аренду городу. Внутри здание украшают уникальные работы тарусских и итальянских мастеров.
9. Площадь и городской парк
Все основные улицы по законам лучевой планировки, принятой в эпоху Екатерины Второй,сходятся на Соборной площади.
В непосредственной близости от собора Петра и Павла находится памятник В. И. Ленину. Он установлен в 1962 году. Автор памятника – скульптор Павел Иванович Бондаренко (1917–1992).
Творчество П. И. Бондаренко тесно связано с ленинской тематикой и увековечиванием памяти погибших воинов, моряков. Одно из известных произведений скульптора – воздвигнутый в Москве памятник космонавту Ю. Гагарину (1980). Работы Павла Ивановича Бондаренко хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. Ваятель имел в Тарусе дом, расположенный на Воскресенской горе, в котором рождались замыслы ряда его произведений. Левее памятника В. И. Ленину, над рекой Окой, возвышается памятник тарусянам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Он представляет собой металлический штык, увенчанный лавровой ветвью и алой лентой. Здесь же стоит стела с именами пяти местных жителей, удостоенных звания «Герой Советского Союза» (В. Беляев, А. Живов, А. Елдышев, Г. Амелин, Н. Севрюков). Рядом с ней располагается стелла, возведенная в честь Героя России, уроженца города Тарусы, Михаила Григорьевича Ефремова (1897–1942). В 1941–1942 годах он был командующим 21-й, а затем 33-й армии, руководил освобождением от немецко-фашистских захватчиков Наро-Фоминска, Боровска, Вереи. В апреле 1942 года во время боев в Смоленской области генерал-лейтенант Ефремов, оказавшись в окружении, получил тяжелые ранения. Не желая попасть в плен, он вызвал свою жену, служившую у него мединструктором, застрелил её и себя.
Памятник поэтессе М. И. Цветаевой, расположен в городском парке на берегу реки Оки за Петропавловским собором. Когда-то на этом месте находилось кладбище. Памятник М. И. Цветаевой открыт 7 октября 2006 года. Архитектором памятника является художник Б. Мессерер, его автор — скульптор В. Соскиев (воспитанник П. И. Бондаренко). Одновременно произведено благоустройство парка. Памятник установлен стараниями Беллы Ахмадулиной. В сентябре 2013 года напротив памятника Марине появился памятник Белле Ахмадулиной работы мужа - художника Б. Мессерера. Поэтесса с мужем в 1974 году приехали сюда и с тех пор каждое лето снимали здесь дом.
С площади около памятника можно любоваться рекой Окой с изгибом ее течения, впадением реки Тарусы в реку Оку и противоположным тульским берегом с Троицкой церковью в селе Бехове (неподалеку от усадьбы Поленово).
За городским парком в 2012 году установлен памятник Паустовскому работы скульптора, действительного члена Академии архитектурного наследия Вадима Церковникова. Писатель жил в Тарусе с 1954г., в 1955 году приобрел полдома на речке Таруске. Через полтора месяца после покупки дома он писал: "В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет". Тринадцать последних лет своей жизни Паустовский жил в Тарусе. Писатель не только восторгался красотами Тарусы, но и реально содействовал благоустройству городка. Так, например, в своей статье «Письмо из Тарусы» (1957 год) в газете "Правда" он писал о "слезной жалобе этого русского городка на свою неприютную судьбу". Именно благодаря этой статье город получил дороги, электричество, водопровод. Константин Паустовский пользовался неизменным уважением и любовью местных жителей. Ему первому они присудили в 1967 году звание «Почетный гражданин города Тарусы».